Блог

Пять технологий метавселенной

Параллельный мир или новая реальность, уход от проблем или новый этап в развитии человечества, – чем бы мы ни считали метавселенные, это понятие все плотнее входит в нашу жизнь.
Чтобы оценить потенциал этого явления, необходимо понять, что такое метавселенные и без каких технологических аспектов их существование невозможно?
Метавселенная представляет собой новый этап в развитии технологий взаимодействия людей в интернете. Раньше эти возможности ограничивались голосовыми, текстовыми или видеосообщениями. Метавселенная – это совкупность AR и VR-технологий, внутри которой взаимодействие с другими участниками, товарами, услугами происходит с помощью уникального цифрового профиля человека – его аватара.

Говоря о метавселенной, мы представляем себе мир из фильмов «Матрица» (1999) или «Первому игроку приготовиться» (2018). Однако в литературе ее прообраз был описан гораздо раньше. Впервые киберпространство, воплощающую новую стадию развития интернета, своим читателям представил писатель-фантаст Нил Стивенсон. В 1992 году в своем романе «Лавина» он представил новый мир. В центре его метавселенной располагалась Стрит – улица, шириной 100 и длиной 65.5 километров, на которой царит вечная ночь. На ее ответвлениях не действовали законы физики, шли сражения, показывались 3D-фильмы, можно было приобрести недвижимость намного дешевле, чем в реальном мире. Персонажей звали Аватарами, они были анатомически достоверными, но могли выглядеть как угодно и вести роскошный образ жизни, даже если в реальности их обладатели мало, что могли себе позволить.
В метавселенной Стивенсона было запрещено материализовываться где угодно, поэтому для перемещения аватарами использовался платный транспорт или бесплатный монорельс.

Рассмотрим 5 технологий, благодаря которым уже сейчас создаются параллельные миры будущего.

1. Блокчейн
Существует 4 типа метавселенных: традиционные централизованные и децентрализованные, создаваемые на базе блокчейна централизованные и децентрализованные.
Примером традиционных метавселенных могут служить игры типа Minecraft (до 600 млн. пользователей в месяц в 2022 году) или Roblox (55 млн. пользователей ежедневно). Они интересны тем, что набирают огромную аудиторию. Традиционные централизованные метавселенные не используют блокчейн, все данные о пользователях контролируются центральной организацией.
Идея децентрализованных традиционных метавселенных состоит в том, чтобы все данные аватаров не передавались третьим лицам, а хранились у пользователей. Такие проекты существуют лишь в теории.

Наибольшую перспективу имеют метавселенные на базе блокчейн-технологии.
Технология децентрализованного реестра предназначена для формирования мощной децентрализованной инфраструктуры. Ее ключевыми элементами являются:
• Память и хранилище – децентрализованная база обеспечивает большую емкость и позволяет решить проблему недостатка места для пользователей. Такой подход также исключает потребность в третьих лицах, ответственных за хранение персональных данных (как этот механизм реализуется при централизованной организации хранения баз данных).
• Безопасность – помимо отсутствия потребности в передаче доступа, блокчейн решает проблему безопасности хранения данных, ключей, пользовательского контента, платежных данных. Вся эта информация хешируется и хранится в зашифрованном формате.
• Независимость – благодаря автономной работе и синхронизации обеспечивается стабильность функционирования метавселенной. Отсутствуют задержки в обработке запросов, нет ограничения в масштабируемости и т.д.
• Смарт-контракты – самоисполняющиеся контракты позволяют реализовывать любые правила в метавселенных, а также использовать смарт-контракты для других проектов.
• Обеспечение совместимости – поскольку метавселенных может быть неограниченное количество, важным критерием является их совместимость между собой для обмена данными, ресурсами, информацией. Самые популярные аспекты, в которых важна совместимость метавселенных, это: проверка личности для предотвращения противоправных действий других пользователей; NFT для подтверждения права собственности и криптовалюты для участия в торговой деятельности.

2. Дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR)
Технология дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) являются основой для функционирования метавселенных. Их возможности обуславливают как потенциал и коммерческую перспективность новой версии интернета, так и таят в себе важную проблему, тормозящую его развитие.
Технология дополненной реальности AR определила интерес к метавселенной у торговых площадок и брендов. Одним из первых тренд почувствовал Amazon, и направил огромные ресурсы на создание сервиса Body х Labs для возможности виртуальной примерки товаров и даже подбора одежды с учетом изменений параметров тела (например, при начале занятий спортом, для младенцев на вырост).
По прогнозам, к 2030 году E-commerce – сегмент определит 80% успеха метавселенных. Именно внедрение AR / VR технологий является главным трендом в ритейле уже сейчас . По опросам, шоппинг лидирует среди видов деятельности, которые пользователи готовы перевести в метавселенную. Так ответили 79% пользователей, еще 78% выбрали соцсети, 76% – спорт, 73% – дейтинг, 72% – обучение.
Тормозящим фактором является сложность интеграции метавселенных с VR/AR и дороговизна оборудования и ПО. Хотя эксперты McKinsey убеждены, что проникновение этих технологий вырастет с 20% на данный момент до 50% всего за несколько лет. Динамика цен на VR-шлемы так же обнадеживает. Их стоимость упала с 500$ в 2016 году до 300$ в 2021. Хотя и оборудование, и ПО все еще являются дорогостоящими.

3. Искусственный интеллект (AI)
В последние годы даже обыватели часто сталкиваются с понятием искусственного интеллекта (ИИ – AI). Широчайшее распространение технология получила в городской среде. Это «умные» камеры, которые помогают штрафовать нарушителей, выслеживать преступников, оплачивать транспорт по биометрическим данным пользователей и т.д. Хотя сфер применения технологии искусственного интеллекта множество.
В метавселенных ИИ применяется для разработки неигровых персонажей (NPC). Эти персонажи могут существовать сами по себе (в то время как аватар не может существовать без реального пользователя). Они являются частью игровой среды, демонстрируют реакцию на действия игроков, общаются на разных языках. При этом, объекты NPC могут взаимодействовать с множеством участников одновременно.
Этот же механизм ИИ способствует совершенствованию аватаров. С его помощью можно анализировать 2D-изображения или 3D-сканы, а полученную информацию использовать для придания большей динамичности, изменения внешности, проработки мимики и других характеристик.

4. 3D-реконструкция
Цифровая среда метавселенных воспроизводит реальный мир – с его подлинными пространствами, узнаваемыми пейзажами, знакомыми предметами и т.д. Поэтому одной из ключевых технологий для функционирования метавселенных является 3D-реконструкция.
Трехмерные модели пространства необходимы для того, чтобы пользователи могли побродить по галереям Лувра , выбрать одежду в виртуальном шоу-руме, представить, как им будет комфортно жить в новой квартире. Цифровые двойники объектов реального мира передаются через трехмерные данные и фото в формате 4K HD на пользовательские устройства.
Уже сейчас внедряются решения, которые решают практические задачи. Например, Miсrosoft Mesh , также основанное на 3D-технологии, позволяет создать полное ощущение присутствия. С его помощью можно устроить «холопортацию» – передавать реалистичные изображения смешанной реальности, создавать аватары, способные выражать эмоции. Благодаря тому, что пользователи могут взаимодействовать с 3D-контентом через приложения с поддержкой Microsoft Mesh, есть возможность для проведения виртуальных онлайн-совещаний, совместной работы над проектами «плечом к плечу» с коллегами из разных стран, передачи опыта виртуальных путешествий, проведения исследовательской работы.
Например, для проекта Microsoft Ocean X вместе с Джеймсом Кэмероном была разработана и презентована «голографическая лаборатория», где будут трудиться ученые.

5. Интернет вещей (IoT)
Интернет вещей (IoT) – технология, с помощью которой выстраивается связь реально существующих объектов и их цифровых копий в метавселенной.
В нашей привычной реальности на IoT основана работа всего умного дома, ставших привычными голосовых колонок, большого количества медицинского оборудования, бизнес-процессов. Устройства подключаются к интернету и получают возможность обмениваться данными.
Эти же данные требуются и метавселенной, чтобы повысить точность цифрового представления. В зависимости от получаемых данных, например, погоды, можно изменять объекты. Или сделать связь еще плотнее. С помощью IoT можно управлять цифровой копией объекта, и в реальности он также будет менять свои свойства. Например, включить чайник, изменить цвет елочной гирлянды или даже завести автомобиль.
Технология IoT интегрируется с машинным обучением. Обработка получаемых данных помогает непрерывному усовершенствования метавселенных и реализации концепции цифрового человека (например, создания реалистичных образов в MetaHuman Creator ).

6. Заключение
Крупнейшие IT-гиганты мира, такие, как Microsoft, Epic Games, Meta сформировали тренд на метавселенную как следующий этап в развитии интернета.
Эффект синергии от объединения передовых технологий, на которых строятся метавселенные, ознаменовал начало новой технологической революции. Пока еще мы находимся на самом старте интернета новой эпохи. Но уже сейчас понятно, что масштаб, на который выйдут такие сферы, как технологии, экономика с NFT и криптовалютами, искусство с сегментом цифрового контента и другие, сложно переоценить.
Анализ McKinsey показал, что только за 5 месяцев 2022 инвестиции в метавселенные составили более 120 миллиардов долларов (в 2 раза больше, чем за весь 2021 год).
Согласно анализу Strategic Market Reseach к 2030 объем продаж цифровых объектов в метавселенных составит 124 миллиарда долларов. При росте на 38% ежегодно, рынок будет превышать 1.6 триллиона долларов. Оценка CitiBank еще оптимистичнее: 8 до 13 триллионов долларов к 2030 году. При этом к указанному сроку году пользователями метавселенных станут 80% жителей земли (около 5 миллиардов человек). И чем раньше пользователи разберутся ее технологических аспектах, тем успешнее смогут реализовать потенциал метавселенных для своей реальной жизни.