Девять из десяти российских семей подключены к Интернету – исследование
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе новых данных Росстата проанализировал ключевые показатели цифровизации российского общества в 2024 году.
Как следует из опубликованного документа, в России продолжает расти доля домохозяйств, подключенных к Интернету: в 2024 году она достигла 90,4%, за последние 10 лет увеличившись на 20,5 п.п. В отдельных регионах величина показателя превысила 98% (Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ), в то время как в некоторых других заметно отстает от среднего по стране: например, в Кировской (78,1%) и Псковской (81,7%) областях, Республике Чувашия (82,8%).
Несмотря на устойчивую положительную динамику последних лет, по доле домохозяйств, подключенных к Сети, Россия пока находится на 28-м месте среди стран Европы, соседствуя со Словакией (90,5%) и Литвой (90,4%).
Наиболее распространенным устройством для выхода в Сеть в России остается смартфон: в 2024 году его использовали в 89,1% домохозяйств. Схожие предпочтения сформировались и в других странах — например, в ЕС еще в 2023 году им пользовались 86,3% жителей.
Все более востребованными среди россиян становятся Smart TV и игровые видеоприставки. Настольные компьютеры, наоборот, теряют популярность: если в 2014 году для выхода в Сеть их использовали в каждом втором домохозяйстве (49,8%), то в 2024 — менее чем в трети (30,8%).
В сельских домохозяйствах в Интернет со всех цифровых устройств выходят реже, чем в городских. Наименьший разрыв наблюдается в отношении смартфонов (84% в селах против 91% в городах); наибольший — в отношении мобильных компьютеров (30% против 45%).
Несмотря на высокую степень цифровизации, каждое десятое домохозяйство в стране пока не имеет доступа в Сеть, даже мобильного. Эта доля выше в сельской местности — 14,1% (против 8,3% в городе).
Основные причины, по которым в домохозяйствах нет подключения, — нежелание пользоваться интернетом или отсутствие необходимости (эту причину указывают 80,8% домохозяйств, не имеющих выхода в Интернет), в разы реже — высокие затраты, включая цены на оборудование и тарифы (15,4%). Первый показатель за 2020–2024 гг. вырос на 10 п. п., второй — напротив, снизился на 6 п.п., что говорит о росте доступности Интернета для россиян.
Источник: ИСИЭЗ ВШЭ
Image for illustration only. Source: Freepic.com