Счётная палата вновь признала недостаточно эффективным подключение школ к Интернету
В результате очередной проверки расходов федерального бюджета на подключение образовательных организаций и избирательных комиссий к Интернету Счётная палата вновь признала их недостаточно эффективными.
Как показал опрос более 25 тысяч образовательных организаций общего и среднего специального образования (57,2% от количества школ, училищ, колледжей на начало 2024/2025 учебного года), потребности образовательных организаций в услугах связи обеспечены не в полном объеме.
Так, 44,6% опрошенных образовательных организаций (11 362 учебных учреждения) не считают скорость передачи данных в сети Интернет достаточной для нормальной работы и удовлетворения всех потребностей, в том числе 2,2% (558 учебных учреждений) отметили, что на предоставленной скорости невозможно полноценно использовать Интернет.
Напомним, закупки услуг связи для школ и избиркомов осуществляются Минцифры России с 2019 года. Единственным исполнителем данных услуг является ПАО «Ростелеком». В 2024 году Минцифры заключило с оператором четыре контракта общей стоимостью 7,5 миллиарда рублей. Всего с 2019 года к единой сети передачи данных (ЕСПД) подключено более 52 тысяч объектов.
При этом проверкой установлено, что не во всех образовательных организациях скорость доступа к информационным системам и Интернету соответствует скорости, прописанной в госконтрактах. Например, в 26 из 52 учебных заведений Рязанской и Псковской областей пропускная способность каналов связи оказалась ниже, чем было предусмотрено в госконтракте.
Кроме того, при подключении школ к Интернету не учитывается количество компьютеров, одновременно задействованных в учебном процессе.
Еще одной проблемой является контентная фильтрация, предусмотренная в госконтрактах. Как было установлено в ходе проверки, в ряде случаев она блокировала не только нежелательные, но и необходимые в образовательном процессе ресурсы (библиотеки языков программирования, обновление для интерактивных панелей учебных классов, видеохостинги и т.д.).
Проверка также показала, что при оказании услуг связи не были предусмотрены административно-хозяйственные потребности образовательных организаций (видеонаблюдение, видеоконференцсвязь, организация защищенного взаимодействия с Федеральным казначейством). В результате для решения данных вопросов школам приходилось заключать договоры с альтернативными операторами связи.
Помимо отмеченных недостатков, полноценному использованию Интернета в школах мешают нерешенные проблемы и технические ограничения в образовательных организациях, такие как устаревшая информационная инфраструктура, нехватка IT-специалистов с навыками сетевого администрирования.
Проверка также выявила ряд нарушений и недостатков, допущенных при расходовании средств федерального бюджета. Так, в ряде случаев услуги связи были оказаны школам, которые либо ими не пользовались, либо вообще не осуществляли образовательную деятельность. Кроме того, зафиксированы случаи оплаты услуг «Ростелекома» до заключения договоров с локальными операторами на аренду каналов связи.
Источник: Счетная Палата Российской Федерации
Image for illustration only. Image source: Freepik.com