Блог

Как технологии искусственного интеллекта изменили поиск в Google

Ежедневно люди заходят в Интернет, чтобы выполнить миллиарды поисковых запросов. Эти запросы варьируются по сложности и разнообразию: от отслеживания мировых событий и жизни знаменитостей до изучения новых слов или получения помощи в самостоятельной работе.

Одним из самых популярных вопросов, недавно заданных в поисковике – как осмотреть подержанный автомобиль?

Если бы этот вопрос был задан Google в начале 2024 года, то ответ представлял бы ранжированный список отдельных результатов поиска, и порядок их выдачи зависел бы от нескольких факторов. Если бы тот же вопрос задавался уже в конце года, то вид ответа был бы совершенно иным.

Это связано с тем, что Google в октябре 2024 года представил публике новую функцию “AI Overview”, которая на первой позиции поисковой выдачи показывает сжатое изложение ответа на запрос (summary), сгенерированное искусственным интеллектом (ИИ). Эти краткие ответы буквально произвели революцию в технологии поиска нужной информации, оказав существенное влияние на само качество результатов поиска.

Как работает эта функция, опирающаяся на использование искусственного интеллекта? Надежна ли она? И есть ли способ проверить корректность предлагаемого ей результата?

Синтез информации из Интернета

Традиционные поисковые системы работают на основе оценки десятков различных критериев и предоставляют результаты, которые считают наилучшим образом соответствующими сформированным пользователями поисковым запросам.

Они учитывают не только сам контент, его уникальность, актуальность и полноту, но и то, как он структурирован и организован.

Они также учитывают взаимосвязь между конкретным контентом и другими источниками в Интернете. Т.е. если на контент ссылаются надежные источники, это может положительно повлиять на его выдачу в результатах поиска.

Они пытаются определить намерения пользователя – пытается ли он что-то купить, узнать что-то новое или решить практическую проблему. Они также учитывают технические аспекты, такие как скорость загрузки контента и безопасность посещения страницы.

Все это приводит к недоступной простому пользователю оценке, которую получает каждая веб-страница, что впоследствии влияет на ее отражение в результатах поиска.

Однако, применение искусственного интеллекта меняет существующее положение вещей.

Вместо того чтобы просто направлять пользователя на конкретную веб-страницу, интеллектуальный поиск осуществляет просмотр множества веб-страниц и источников, с целью обобщения всего, что в них изложено на заданную в запросе тему. Затем AI Overviews генерирует обобщённый результат в краткой, понятной форме – “summary”.

Теоретически, это должно было бы приводить к получению более полных, всеобъемлющих и потенциально уникальных ответов. Но ИИ далеко не всегда корректен.

Насколько надежен поиск с помощью ИИ?

В начальных поисковых экспериментах Google с использованием искусственного интеллекта пользователям зачастую абсурдно предлагалось «съедать по крайней мере один маленький камешек в день» илидаже «использовать нетоксичный клей, чтобы сыр прилипал к пицце».

Одна из проблем заключается в том, что «машинный разум» пока ещё плохо приспособлен для распознавания сарказма и/или пародии и может использовать их для ответа вместо данных, основанных на фактах.

Исследования показывают, что частота так называемых “галлюцинаций” – случаев, когда машины синтезируют несуразные ответы – растет несмотря на то, что модели, управляющие ими, становятся все более совершенными.

Компьютер на самом деле самостоятельно не может определить, что истинно, а что ложно. Он не в состоянии уловить нюансы идиом и разговорного языка и может делать прогнозы только на основе сложных математических моделей. Однако, даже эти прогнозы далеко не всегда оказываются верными, что является огромной проблемой, особенно при решении деликатных и чувствительных вопросов, например, в медицине или финансах.

В более поздних релизах Google, помимо краткого изложения информации, стали появляться ссылки на источники по ключевым аспектам ответов. Это может помочь пользователям самостоятельно оценить качество ответа в целом и понять, откуда ИИ получил информацию для синтеза своего “summary”.

Но даже в этом случае факты свидетельствуют о том, что поисковые системы с ИИ часто ссылаются на источники, которые не содержат той информации, о которой заявлено.

Каковы другие преимущества поиска с использованием ИИ?

Новые поисковые системы меняют способы получения и обнаружения информации, к которым мы привыкли за два десятилетия.

Они меняют способ формулирования поисковых запросов пользователями, побуждая переходить от ключевых слов или фраз к простым вопросам, которые мы используем в повседневной беседе.

Для контент-провайдеров “summary” представляют собой существенные изменения, подрывающие традиционные методы поисковой оптимизации, снижающие прямой трафик на веб-сайты и влияющие на узнаваемость бренда.

Примечательно, что 43% из них ссылаются на Google, что прежде всего укрепляет позиции самой Google как наиболее популярной поисковой системы.

Ну и в довершение всего, неизбежная предстоящая интеграция рекламы в поиск с использованием ИИ вызывает серьёзные опасения по поводу достоверности и независимости предоставляемой пользователю информации.

Что делать дальше?

Люди всегда должны помнить об ограничениях, связанных с использованием ИИ в поиске информации.

Задавая простые вопросы, такие как “Какова высота Эвереста?”, в целом можно рассчитывать на точный и корректный ответ. Но постановка более сложных или вызывающих разногласия вопросов, таких как “Обанкротят ли Олимпийские игры 2032 года Квинсленд?”, может потребовать от пользователя дополнительного перехода по множеству ссылок для более глубокого изучения и понимания достоверности предлагаемого поисковой системой ответа.

Источник: TechXplore

Image for illustration only. Image source: Freepik.com

Приветствуем! 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать наш контент.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.