Добрые намерения… / как я был TCR
Часть 2
Как же меня туда занесло?
Не обошлось и без анекдотов…
Выбор был за ICANN, и включили меня скорее как представителя критиков и оппозиции внедряемой системе.
При рассмотрении предложения пойти в TCR ряд знакомых и весьма уважаемых людей отказались из опасения возможного слишком пристального внимания правительств и спецслужб – а то и просто террористов. Эта тема после неоднократно подогревалась в телесериалах – где спекулировали на нашем существовании.
Скажу честно — нервы это щекотало…
Эта настороженность вызвала обеспокоенность и у меня. Перед первой поездкой я известил и IBM (где я тогда работал), и Министерство. Договорился, кому звонить, если что-то пойдет не так, запасся телефонами в российских посольствах — и на этом успокоился.
И все же для меня первая поездка на церемонию в Лос-Анджелес вылилась в целое приключение.
Дело в том, что происходило все быстро – практически с колес: даты церемоний были объявлены в последний момент, – а я к тому моменту уже спланировал отпуcк с семьей на Кубе. Отменить или перенести уже было невозможно.
Пришлось решать логистическую задачу – как на несколько дней съездить из Кубы в США и вернуться обратно.
Узнал много интересного – для американцев такая возможность была. Формально прямого сообщения не было – но реально оно было, хотя не для всех.
Мне же пришлось лететь через Мексику…
Началось всё с ночной поездки в аэропорт Гаваны из Варадеро.
Несмотря на заказанный личный трансфер, в машине оказалось еще три человека кроме меня и водителя, который объяснил, что надо подвезти родственников и друзей в Гавану. Конфликтовать посреди ночи не хотелось (я боялся опоздать на рейс), так и доехал до аэропорта в странной компании. Списал для себя это на местные обычаи.
А на вылете из Гаваны меня и тормознули; я не сразу понял, почему меня задерживают – через полчаса разобрался, что меня обвиняют в том, что я пытаюсь бросить на Кубе младенца, рожденного от меня. Еще полчаса препирательств — и меня таки выпустили. Какой из моих доводов сработал, я, честно говоря, так и не понял.
В Лос-Анджелесе в мотеле меня порадовали коллеги своим советом: «Дима, если хочешь задержаться в США лет на 20, просто выйди из гостиницы и сделай несколько фото вокруг».
Район действительно был тогда переполнен вывесками Boeing, Raytheon, Loсkhid Martin, Rand и другими, зачастую с расширениями aero или space. Командование космическими силами США, похоже, размещается там до сих пор. А вывески американского ВПК заменились на многих зданиях названиями китайских корпораций.
Сама церемония соответствовала изначальному проекту и в соответствии с регламентом заняла 4 или 5 часов.
Но всё самое забавное началось на обратном пути. Получив посадочные билеты на весь маршрут, я было расслабился, но не тут-то было. Неожиданно слышу, что меня вызывают по громкой связи на весь аэропорт. Возвращаюсь к регистрации — и меня окружает дюжина сотрудников безопасности и просто людей в костюмах. От меня требуют вернуть посадочные талоны – мол, по технической ошибке мне выдали посадочный талон на рейс Канкун-Гавана, что является нарушением законов США.
Изъяли у меня сразу всё. После этого заявили, что не могут позволить мне покинуть США, так как они опасаются, что я останусь на Кубе, чуть ли не как заложник. После препирательств (мне удалось убедить, что клочок телекса с подтверждением обратного резервирования на рейс из Кубы в Москву и есть гарантия моего возвращения на Родину) мне разрешили следовать на рейс – но еще четыре раза при прохождении проверок раздавалась сирена и сбегалась безопасность – никто красный флаг на меня из систем не снял.
Скажу честно – дальше больше десяти лет всё было обыденно и даже скучновато.
Иногда только появлялись журналисты с камерами и своими задвигами. Одни, кажется, из «Гардиан», запомнились. Группу возглавлял парень, который до этого работал с WikiLeaks, со всеми вытекающими последствиями и тягой к конспирологии.
Исключениями из рутины были и проблемы с сейфами ввиду отказов тех или иных замков. Приходил сухощавый старичок и иногда не совсем понятными манипуляциями решал проблему. Но иногда требовался и дополнительный инструмент. Мы шутили, когда ещё доведётся пройти мастер-класс у медвежатника.
Отдельно следует отметить процедуру уничтожения HSM. Несмотря на все усилия, теми инструментами, которые были в распоряжении, уничтожить так, чтобы не было сомнений, не получилось.
Во время ковида тоже всё стало прозрачнее с иллюзиями о строгости процедур. Три-четыре (этого количества формально достаточно) криптоофицера пересылали по почте ключи от сейфовых ячеек, а после все смотрели видеострим, как сотрудники PTI следуют скрипту церемонии.
Почему же вернулись к старым порядкам? Прецедент необходимый был создан – ключи от сейфов переданы в PTI, Zoom и YouTube обеспечили присутствие. Всё и до этого держалось фактически просто на честном слове. Что еще надо? Но не рискнули снять всю маскировку и ширмы окончательно. Так оно и осталось исключением.
Пока операторов корневых серверов не перевели на контрактную систему c ICANN (а именно это пытаются пролоббировать), когда все должны просто слепо копировать мастер-зону от Verisign/PTI, система TCR и церемоний в нынешнем виде ещё необходима для соблюдения приличий.
Да и после система скорее всего продолжит своё существование, пока у неё не будет альтернативы.
Выведен же из состава TCR я был ввиду невозможности присутствия на церемониях – отсутствия визы в США. ICANN – несмотря на все декларации – не стала даже пытаться помочь с получением американской визы.
Они ещё на год задержались со своим решением после начала СВО…
Image for illustration only. Image source: Wikimedia. License: CC BY 4.0